Святыни Почаевской Лавры

Почаевская Лавра
Почаевская Лавра

О самой плавной достопримечательности города Почаева — местной Лавре, слышали, наверное все. Вместе с Софией Киевской это самая большая святыня православной Украины.

Предания утверждают, что первые монахи появились здесь в 1240-1241 гг., Спасаясь от татаро-монголов после разрушения Киева. Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор, а первым зданием — небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели на террасе северного склона холма. В 1340 г.., По легенде, двум монахам явилась Богоматерь в огненном столбе над Почаевской горой, после чего на одной из скал остался отпечаток ее правой стопы.

Время шло, слава Святой горы росла и распространялась. Вместо деревянной церкви монахи построили новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая и начала в Почаеве храмовый праздник Успения Божией Матери.

В 1597 году монастырь получает от помещицы Анны Гойской значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище — Чудотворный образ Божией Матери. Начинается новая эпоха в истории святыни. Ее настоятелем становится Иов Элиза — большой аскет и поклонник монашеской жизни. Благодаря его заботе в обители была основана типография и школу, она была обнесена оборонной стеной с башнями, построено другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные постройки.

По сей день на улицах Почаева шумят трёхсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом, а зеркальная вода, выкопанной им колодцы и ставка, и теперь свидетельствует о большой труд для развития монастыря.

1712 монастырь перешел в униатских монахов-василиан. Именно на этот период приходится интенсивное развитие комплекса, рост роли обители как издательского и образовательного центра. В 1771 году на месте древних церквей, ютились друг к другу, начинается строительство Великого трех престольного собора по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Когда в 1795 г.. Почаев после ИИИ раздела Польши отошел к России, монастырь продолжал действовать как униатский, и после польского восстания 1831 правительство передало комплекс православным. В 1842 г.. Монастырь посетил русский царь Николай I и назвал Успенский собор «произведением дерзкой архитектуры». Кроме него Почаев посетили такие известные украинцы как Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Василий Григорьевич Барский. А в 1846 году в город приезжал Тарас Шевченко.

В монастыре есть 13 колоколов, два из них — часовые. Когда самый большой колокол было слышно за 30 км, а сейчас, как утверждают экскурсоводы — примерно на 10 км. На третьем этаже колокольни есть колокол весом 11,5 тонн. От его звуков дрожит земля.

Расписывал собор уже в начале XIX века львовский художник Лука Волынский, а затем в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Кельи строил из кирпича Г. Гофман с участием К. Кульчицкого. Это несколько прямоугольных корпусов, соединенных между собой и с Успенским собором в замкнутую композицию с внутренним двориком. Северный корпус трехэтажный, все остальные — двухэтажные. Коридорная планировка с односторонним размещением помещений. Коридоры перекрыты крестовыми сводами.

Окончательную архитектурную точку в ансамбле Почаевской лавры поставил российский зодчий Алексей Щусев. По его проекту в 1910-1913 гг. В стиле русского модернизма возвели Троицкий собор. Мозаики над входом в него выполнены по эскизам известного художника, путешественника и писателя Николая Рериха.