День влюбленных и позиция Церкви

День Святого Валентина – что на самом деле отмечает Церковь в этот день?

Если коротко, то ответ на этот вопрос таков: святой Валентин к влюбленным имеет такое же отношение, как и любой другой святой. «День святого Валентина» 14 февраля – отнюдь не церковный праздник, хотя и содержит в своем названии слово «святой». Но настоящие, канонизированные Церковью святые по имени Валентин в своих житиях не имеют фактов, которые хоть как-то были связаны с популярными легендами о «покровительстве влюбленных», «запрещенных венчаниях» и т.д.

Что празднует Церковь 14 февраля?

Православная Церковь по своему календарю сегодня вспоминает память десяти святых, среди которых мученик Трифон, мученица Перпетуя и другие. Также 14 февраля в этом году предпразднует Сретение Господня.

Римско-Католическая Церковь в этот день чтит память святых Кирилла и Мефодия – славянских просветителей и покровителей Европы. А в «Римском мартирологе» (это не общецерковный календарь, а книга, где указаны местные дни памяти) 14 февраля чествуется память еще десяти святых, среди которых есть и святой Валентин.

Если исследовать древние римские мартирологи, то там упоминаются не менее трех святых Валентинов. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III века, и оба были похоронены на дороге Фламини, но на разном расстоянии от города. Один из них был епископом города Интерамна (теперь это г. Терни в Италии), он прославился чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников к вере Христовой, за что был казнен в 269 году. Другой мученик Валентин был священником в Риме – больше сведений о нем нет. А о третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене.

В IX веке эти святые Валентины в мартирологах упоминаются еще отдельно, но позже, вероятно, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин. Он и стал героем «Золотой легенды» Якова Ворагинского – сборника христианских легенд и авторских житий святых (агиографий), ставшего бестселлером позднего Средневековья в западной культуре.

Что же не так с легендой о «святом Валентине»?

Согласно общеизвестной легенде, святой Валентин якобы «венчал влюбленные пары, несмотря на запрет жестокого императора Клавдия II». Якобы правитель считал, что мужчины, не имеющие жен и детей, будут лучшими воинами. Однако эта легенда содержит значительную ошибку в хронологии событий, ведь при жизни реальных святых с именем Валентин, в III веке, вообще еще не существовало особого чина церковного венчания. Тогда в Римской империи брак заключался в соответствии с гражданскими законами, а христиане вступали в брак по благословению епископа. К тому же, запрет на брак воинов регулярной римской армии, существовавший в течение 180 лет, был упразднен императором Септимием Севером еще в 197 году, то есть еще до описываемых легендой времен.
Итак, несмотря на использование имени святого Валентина мифология современного светского празднования не имеет общности ни с фактами истории, ни с церковной традицией.

Господь призывает всех верных к искренней и жертвенной любви не только в определенный день, но и всю жизнь. И мы искренне желаем, чтобы вы любили и проявляли свою христианскую любовь не только в определенные дни в году, а всегда. Ибо истинная любовь никогда не проходит.

Как бы кто ни относился к распространенному сейчас в массовой культуре «празднику Дня влюбленных», но упоминание о нем может быть правильным поводом вспомнить о том, чем для человечества есть любовь, любовь, счастье. Недаром эти три слова я поставил рядом, потому что любовь – одна из сторон любви, без которой испытать счастье невозможно. Именно к любви призвал нас Господь, все Его заповеди основаны на любви, Священное Писание тоже, по сути, – о любви как непобедимом оружии против бедствия, греха и зла на этой земле.

Любовь – это то, благодаря чему возник и до сих пор существует этот мир. Любовь дает жизнь, телесную и духовную, она может окрылить человека, преподнести над всеми проблемами и преградами, а также даровать силу их преодолеть. Но почему бывает наоборот? Почему не все счастливы, когда любят, точнее, когда им кажется, что любят?
Потому что любовь – это не бурная эмоция, как часто ошибочно полагают. Любовь – это не «я» на первом месте, любовь – это не за что-то, не ради чего-то, не при определенных условиях или обстоятельствах. Любовь – это не условия, не претензии, не ультиматумы, не эгоизм, не самовозвеличение. Все наоборот: настоящая любовь жертвенна, деятельна и бескорыстна. Ее нельзя закрыть или скрыть, она рождает столько хороших плодов в сердце, что их просто невозможно там всех вместить, и они буквально «вырываются» наружу – блеском в глазах, счастливой улыбкой, теплыми объятиями, безудержным желанием делать добро, защищать, оберегать, помогать, радовать – несмотря ни на что. Ибо любовь – это неравнодушие, это искренность, открытость, всегда уважение и всегда свобода.

Отношения между мужчиной и женщиной – лишь один из элементов счастья и один из многих способов проявить любовь. Недаром в греческом языке есть несколько слов для обозначения любви: στοργή (сторги) – родительская любовь, любовь к родным; φιλία (филиал) – дружеская, общительная любовь; ἀγάπη (агапи) – духовная любовь, возвышенная, самоотверженная, бескорыстная. Последнее слово и было избрано для обозначения любви к Богу – целостной, совершенной христианской Любви.

Так что любите и будьте любимы постоянно. Любите Господа, своих родителей, детей, любимых, друзей, коллег. Любите жизнь, окружающий мир и все, что его наполняет. «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14) – ибо любви никогда не бывает слишком много.

5/5 - (2 голоса)
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии